Директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского националь-
ного исследовательского политехнического университета. Руководитель Пермского информационного центра охраны труда Международной организации труда.

(звонить с 11:00 до 16:00)
E-mail:

Главная  /  Обо мне  /  Профессионал  /  Учебники: хорошие и разные

Учебники: хорошие и разные

УЧЕБНИКИ
 
          Важнейшую роль в обучении играет учебная (в первую очередь для слушателей) и учебно-методическая (в первую очередь для преподавателей) литература.
         Анализ показывает, что всю литературу по охране труда, другим видам обеспечения безопасности можно разделить для целей краткосрочного профессионального обучения на несколько типов.
         Первым и самым важнейшим типом является ДЕЙСТВУЮЩАЯ нормативная (правовая и техническая) документация.
         Достоинством нормативной документации является то, что она - ПЕРВОИСТОЧНИК (законодательно закрепленная норма) для решения всех проблем охраны труда и безопасности производства.
         Недостатком нормативной документации является то, что в ней НЕТ РАЗЪЯСНЕНИЙ, а потому она плохо годится для обучения, особенно лиц с конкретным мышлением и тех, кто только еще учится азам промышленной безопасности или охраны труда. Например, часто встречающиеся в нормативных документах отсылочные фразы типа «в установленном порядке» не проясняют обстановку, а имеющаяся, к сожалению, большая противоречивость всего законодательства в целом и отдельных документов в особенности еще более затрудняет понимание. Все это вызывает особую сложность реального использования в целях обучения всей махины документов действующего законодательства.
         Поэтому другим не менее важным типом являются комментарии, особенно официальные, к законодательнымх и иным подзаконным актам и другое «печатное слово», хоть сколько-то разъясняющие суть дела, закрепленного в нормативной документации, и обобщающие опыт практических работников в конкретных правоприменительных ситуациях. Еще лучше, если они построены в виде учебников или учебных пособий.
         К справочной литературе относятся энциклопедии, энциклопедические словари, толковые словари, словари, справочники, справочные пособия.
         К научной литературе относятся в первую очередь монографии, а во вторую – статьи, опубликованные в периодической печати (журналах) и в сборниках научных трудов той или иной организации или того или иного научного мероприятия – конгресса, симпозиума, семинара.
         Учебно-методическую литературу можно разделить на: 1) методические пособия непосредственно по той или иной программе обучения; 2) методические пособия по проблемам (в том числе смежным) безопасности производственной деятельности человека; 3) методические пособия по общим проблемам преподавания.
         Учебную литературу можно разделить на: 1) учебные пособия, написанные по всему курсу обучения и близкие к содержанию курса обучения; 2) учебные пособия по отдельным вопросам безопасности (или курса); 3) учебные пособия по смежным вопросам безопасности производственной деятельности человека; 4) учебные пособия по общим вопросам или проблемам, отдельные аспекты которых можно, а иногда и полезно, использовать при чтении данного курса.
         Наша многолетняя практика показывает, что учебная и учебно-методическая литература, используемая преподавателями и/или слушателями, должна состоять из качественных учебных пособий разных типов.
         Во-первых, каждый обучающийся обязательно должен получить персональное УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, написанное по программе обучения. По этому пособию он будет УЧИТЬСЯ!
         Во-вторых, каждый обучающийся должен получать более детальные, чем в общем курсе, методические рекомендации по той или иной интересующей его теме для последующего ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Эти ориентированные на внедрение в практику рекомендации он будет ИСПОЛЬЗОВАТЬ на практике!
         И вся эта литература образует учебно-методический комплекс. Такой комплекс может быть федерального, регионального, отраслевого, корпоративного назначения и уровня.
Федеральный базовый учебно-методический комплекс может и должен включать в себя следующие учебные и учебно-методические материалы:
  1. Примерные программы вводного и первичного на рабочем месте инструктажей по охране труда;
  2. Базовая универсальная Примерная программа общего курса «Основы организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками» и примерные учебные планы по всем видам обучения для различных категорий обучаемых;
  3. Примерные программы специальных курсов, в том числе повышения квалификации, и примерные учебные планы этих курсов для различных категорий обучаемых
  4. Единое базовое учебно-методическое пособие для организаторов обучения требованиям охраны труда и проверки знаний требований охраны труда работников; [ссылка]
  5.  Единое базовое учебно-методическое пособие для преподавателей, осуществляющих обучение требованиям охраны труда и проверку знаний требований охраны труда работников; [ссылка]
  6. Единые федеральные базовые учебные пособия по общему курсу «Основы организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками» и «Охрана труда», с дифференциацией изложения применительно к категории обучаемых; [ссылка]
  7. Базовые учебные пособия по дополнительным специальным курсам «Организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда», «Средства индивидуальной защиты», «Оценка и управление профессиональными рисками», «Системы управления охраной труда», «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» и др. [ссылка]
  8. Базовые тексты лекций (со слайдами) по общим и специальным с дифференциацией изложения применительно к категории обучаемых;
  9.  Базовые обучающие программы и электронные учебники для дистанционного и самостоятельного обучения и инструктирования работников;
  10. Другие необходимые для обучающих и обучаемых учебные и методические материалы.
         На основе федерального базового учебно-методического комплекса могут быть разработаны отраслевые, региональные и корпоративные учебно-методические комплексы. На основе федерального, отраслевого, регионального, корпоративного учебно-методического комплексов обучающей организацией или соответствующим подразделением (специалистом) работодателя должны быть разработаны рабочие учебные планы и программы, непосредственно по которым будет осуществляться обучение, включая инструктажи, и профессиональная подготовка по охране труда.
 
АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ учебной и учебно-методической литературы, прошедшей успешную апробацию.
 
         Детальные методические указания, рекомендации и советы по организации обучения можно найти в учебно-методическом пособии Минздравсоцразвития России: Учебно-методическое пособие для организаторов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников / Коллектив авторов. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга – М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации. – Изд-во Перм. гос. техн. ун-та – Москва-Пермь, 2007. – 250 с. 
         Преподаватели, ведущие занятия с отдельными категориями застрахованных, могут использовать при подготовке к занятиям рекомендованные для обучения застрахованных учебные пособия Минздравсоцразвития России:
         Охрана труда: учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций. В 4-х ч. / Коллектив авторов. Общая редакция – д.э.н., проф. А.Л. Сафонов. Научно-техническая редакция – д.т.н., проф. Г.З. Файнбург – М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации. – Изд. 3-ое, перераб. и доп. – М., 2007. – Ч. 1. Основы охраны труда – 352 с.; Ч. 2. Основы управления охраной труда в организациях – 416 с.; Ч. 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности – 384 с.; Ч. 4. Социальная защита пострадавших на производстве – 304 с.
         Охрана труда: учебное пособие для членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. В 4-х ч. / Коллектив авторов. Общая редакция – д.э.н., проф. А.Л. Сафонов. Научно-техническая редакция – д.т.н., проф. Г.З. Файнбург – М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации. – Изд. 3-ое, перераб. и доп. – М., 2007. – Ч. 1. Основы охраны труда – 416 с.; Ч. 2. Основы управления охраной труда в организациях – 352 с.; Ч. 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности – 384 с.; Ч. 4. Социальная защита пострадавших на производстве – 320 с.
         Охрана труда: учебное пособие для руководителей бюджетных учреждений и организаций малого предпринимательства. В 4-х ч. / Коллектив авторов. Общая редакция – д.э.н., проф. А.Л. Сафонов. Научно-техническая редакция – д.т.н., проф. Г.З. Файнбург – М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации. – Изд. 3-ое, перераб. и доп. – М., 2007. – Ч. 1. Основы охраны труда – 384 с.; Ч. 2. Основы управления охраной труда в организациях – 352 с.; Ч. 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности – 352 с.; Ч. 4. Социальная защита пострадавших на производстве – 304 с.
Коллективом авторов ряда обучающих организаций, входящих в Национальную ассоциацию центров охраны труда разработаны и успешно апробированы курсы лекций, например:
         Охрана труда: курс лекций для руководителей бюджетных организаций / Коллектив авторов: д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К. Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая. – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова. – М., 2007. – 484 с. С иллюстр. (144)
         Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений (в 5-ти частях) / Коллектив авторов: д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор Лапин А. П., к.т.н., доцент Тюриков Б. М., к.б.н., доцент Баранов Ю. Н. – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова: В 2-х томах. – М., 2008. – Т.1. – 374 с.; Том 2. Инструкции по охране труда для основных профессий и работ и по безопасности проведения занятий. – Т.2. – 80 с.
         В Пермском крае и ряде других регионов страны успешно используются учебные пособия Регионального учебно-методического комплекса, разработанного в Пермском краевом центре охраны труда:
         Учебные пособия по всему курсу обучения отдельных категорий застрахованных:
         Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Рекомендовано Минтруда России. – Издание 9‑е, исправленное и дополненное. – Изд. Перм. гос. техн. ун-та – Пермь. 2008; 419 с. (зеленая книга)
         Овсянкин А.Д., Файнбург Г.З. Охрана труда: Учебное пособие для членов  комитетов (комиссий) по охране труда организаций и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. / Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Рекомендовано Минтруда России. – Издание 9‑е, исправленное и дополненное. – Изд. Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008; 336 с. (желтая книга)
         Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д. Охрана труда: Учебное пособие для руководителей бюджетных учреждений / Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Рекомендовано Минтруда России. – Издание 6-е, исправленное и дополненное. – Изд. Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008; 304 с. (синяя книга))
         Файнбург Г.З. Охрана труда: Учебное пособие для руководителей организаций малого предпринимательства – . – Издание 4-е, исправленное и дополненное. – Изд. Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008; 308 с. (серая книга)
         Охрана труда: Учебное пособие для обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Бажуков П.А., Юферов В.Н., Правдивая Т.Л., Абызова Т.В. – Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Рекомендовано Минтруда России. – Изд. 7-е, испр. и дополн. – Изд. Перм. гос. техн. ун-т.- Пермь, 2008. – 414 с. (белая книга).
         Охрана труда: электронное учебно-методическое пособие для отдельных категорий застрахованных / Коллектив авторов. Под редакцией проф. Г.З. Файнбурга. – Институт безопасности ПГТУ– Изд. Перм. гос. техн. ун-та. – Пермь, 2008. – CD-ROM.
         Учебные пособия по корпоративному управлению охраной труда и защитой от профессиональных рисков:
         Файнбург Г.З. Организация выполнения обязанностей работодателя по соблюдению требований охраны труда: настольная памятка руководителя; – Изд. 4-е, испр. и доп.. – Изд. Перм. гос. техн. ун-та – Пермь, 2008 – 108 с.
         Файнбург Г.З. Системы управления охраной труда: Практический комментарий к ГОСТ 12.0.230-2007 (идентичен МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)). (Серия: Управление охраной труда. Вып. 9). – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та, 2007. – 188 с.
         Файнбург Г.З. Создание, внедрение и функционирование корпоративных систем управления охраной труда на основе требований ГОСТ 12.0.230-2007: методические рекомендации  – Серия: Практическая энциклопедия охраны труда: рекомендации, советы, приемы и рецепты. Вып. 1. – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та – 2008. – 140 с.
         Гаффаров Р.М., Файнбург Г.З. Системы управления охраной труда и безопасностью производства: Азбука создания и эффективного функционирования – Серия: Практическая энциклопедия охраны труда: рекомендации, советы, приемы и рецепты. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып. 2. - Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. – Пермь, 2008. – 168 с.
         Файнбург Г.З. Основы организации управления профессиональными рисками. (Серия: Управление профессиональными рисками. Вып. 1.) – Изд. 2-е, испр. и доп. – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та  - 2007. – 148 с.
         Файнбург Г.З. Управление профессиональными рисками: Предвидеть, предусмотреть, предотвратить. Учебное пособие. (Серия: Управление профессиональными рисками. Вып. 3). – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та – 2008. – 140 с.
         Щеколдина М.В., Зорин А.А. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: методические рекомендации  – Серия: Практическая энциклопедия охраны труда: рекомендации, советы, приемы и рецепты. Вып. 5. – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та – 2009. – 150 с.
         Файнбург Г.З. Овсянкин А.Д. Использование средств индивидуальной защиты от неблагоприятного воздействия производственной среды / Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Рекомендовано Минтруда России – Изд. 10-е, испр. и доп. – Пермь, Изд. Перм. гос. техн. ун-та – 2008. – 224 с
         Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве / Абызова Т.В., Черкасов В.А., Латышев М.П., Файнбург Г.З., Корюкина И.П. – Рекомендовано УМО медицинских и фармацевтических вузов России. Рекомендовано Минтруда России. – Изд. 6-е, испр. и доп. – Пермь - Изд. Перм. гос. техн. ун-та. – 2008 – 164 с.