Директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского националь-
ного исследовательского политехнического университета. Руководитель Пермского информационного центра охраны труда Международной организации труда.

(звонить с 11:00 до 16:00)
E-mail:

Главная  /  Новости  /  Краткие тезисы выступления

Краткие тезисы выступления

16-11-2014

Краткие тезисы выступления

Краткие тезисы выступления

на семинаре-совещании Минтруда России

22 августа 2014 года по вопросам обучения охране труда.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Г.З. Файнбург,

доктор технических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

 

Институт безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета

 

 

Настоящее выступление содержит ряд принципиальных моментов и основано на более чем 30-летнем опыте обучения вопросам охраны труда будущих и действующих руководителей и специалистов, создания федерального (Россия), республиканского (Республика Казахстан), регионального (Пермский край), корпоративного (ОАО «Сильвинит») учебно-методических комплексов  по охране труда.

Научной основой создания системы подготовки явились: объективная реальность управления охраной труда на корпоративном уровне; целенаправленное нормативное регулирование процессов подготовки работников, как в рамках РФ, так и в рамках иных стран и их объединений.

В нашей стране сложилась определенная система образования и обучения, распространяющаяся и на сферу охраны труда. Эта система исходит из ДИСЦИПЛИНАРНОГО разделения ЗНАНИЯ на отдельные науки и отрасли (специальности). Однако Охрана труда не является научной дисциплиной, а является массовым ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, тесно связанным с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ и ТРУДОВОЙ деятельностью человека. Поэтому на первое и центральное место выходит ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ производительного и безопасного выполнения трудовых функций, как самого работника, так и его коллег и(или) подчиненных. Подчеркнем, что одних ЗНАНИЙ (как в науке) здесь явно мало, нужны УМЕНИЯ (НАВЫКИ) безопасной работы!

Требования к профессиональной компетентности работников в сфере охраны труда, установлены МОТ-СУОТ 2001 или ГОСТ 12.0.230-2007, где помимо прочего дано операциональное, прагматичное и реалистичное определение профессиональной компетентности как сочетания ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА работы.

Все это заставляет подходить к вопросам обучения охраны труда с учетом ее специфичности.

Первая специфическая черта охраны труда состоит в ее ВСЕОБЩНОСТИ, поскольку «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Это ПРАВО является конституционным правом каждого и распространяется на ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ занятых трудом лиц, все зависимости от реальных условий их труда и степени риска. Именно поэтому массовое обучение охране труда ОБЪЕКТИВНО И НЕИЗБЕЖНО СТАНОВИТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН-НЫМ. Однако эта дифференциация принципиально ограничена ЕДИНСТВОМ охраны труда как системы ОДИНАКОВЫХ мероприятий (в силу равенства права!) для всех!!!

Вторая специфическая черта охраны труда, как вида деятельности, состоит в том, что одни работники «охраняют» только свой собственный труд, а другие – труд своих подчиненных и(или) коллег по работе. Это еще сильнее углубляет дифференцированность обучения в зависимости от трудовых и(или) общественных функций.

Третья специфическая черта охраны труда состоит в том, что организующие ее специалисты должны знать и уметь очень многое, хотя бы только для формального выполнения широчайшего круга их обязанностей по охране труда. Это влечет за собой необходимость либо длительного обучения, либо многократного! С учетом изменений в законодательстве многократность становится обязательной, а достаточная длительность – желательной.

Четвертая специфическая черта охраны труда состоит в ее большой социальной значимости при низком уровне психологического восприятия из-за редкости неблагоприятных событий. Это значит, что лица, занятые управлением охраной труда, должны по настоящему «знать» решаемые ими вопросы, например, специальной оценки условий труда. Эта социальная потребность объективно вступает в противоречие с невозможностью подготовки сотен тысяч «отличников».

Пятая специфическая черта охраны труда состоит в ее МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТИ, что вызывало (а иногда и сейчас вызывает) сложности с формированием программ обучения, тем более, что существующий порядок организации дополнительного профессионального образования отдает все это полностью (регулируя лишь обязательность форм оформления) на откуп образовательной организации.

В 2003 году мы разработали по заданию Минтруда России Примерную программу. Она действует до сих пор, поскольку оказалась очень удачной и отражающей суть охраны труда на практике. Сегодня, неоднократно доработанная, в том числе по заданиям Минздравсоцразвития России и Минтруда России, и отшлифованная, она под названием УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (поскольку она действительно универсальна для всех видов обучения по охране труда) продолжает свое «шествие» по миру (и в частности, будет доложена на ХХ Всемирном конгрессе по охране труда во Франкфурте, Германия).

В ней в полной мере отражены шесть УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (наднациональный, федеральный, региональный, мунициальный, корпоративный, объектно-процессный), два НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ (превентивные меры и меры минимизации последствий неблагоприятных случаев) и три СФЕРЫ фундаментальных основ (естественнонаучная и технико-технологическая, санитарно-гигиеническая и психолого-поведенческая, социально-экономическая и политико-правовая).

Примерная Программа состоит из 4-х частей и всем хорошо известна. Ее и только ее использование позволяет донести до слушателей СИСТЕМНОСТЬ охраны труда, что очень важно для формирования ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ, а также обеспечения создания и функционирования СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Относительным «недостатком» этой Программы для массовой практики является только то, что она официально не утверждена в новых условиях изменившегося законодательства об образовании.

Такое утверждение Минтрудом России требует, к сожалению, большой предварительной работы по корректированию Трудового кодекса РФ, а затем и федерального закона об образовании, где необходимо отразить специфику массового обучения вопросам охраны труда. В докладе предложены внутренне согласованные и не противоречащие законодательству РФ изменения в ТК РФ и закон об образовании, оформленные в виде статей этих документов.

Существенным вопросом организации обучения является вопрос о том, входят ли вопросы социального страхования от профессиональных рисков и вопросы оказания первой помощи пострадавшим на производстве в охрану труда или нет из-за существенной специфичности этих вопросов, не входящих в ежедневную рутинную обязанность специалистов по охране труда. Наше мнение – входят, ибо без них не будет полной системы мероприятий охраны труда, установленной в ТК РФ! Это «вхождение» отражено нами в действующей Примерной Программе.

Другим не менее важным вопросом содержания обучения является вопрос о том, должен ли курс обучения излагать только нормативные акты, включая все их правовые нечеткости или противоречия, или должен говорить о РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И РЕАЛЬНОЙ ТЕОРИИ, без которых НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Мы в своей многолетней (с 1996 года) практике массового обучения придерживаемся следующего.

Есть ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, не подчиняющаяся никому. Есть сложившаяся ПРАКТИКА, являющаяся частью объективной реальности, и одновременно меняющаяся под действием субъективных мероприятий реализации государственной политики Регулятором. Есть нормативные ДОКУМЕНТЫ, отражающие и производственную реальность и административные реалии принятия документа. Есть международно апробированные и рекомендуемые международными организациями нормативные положения и опыт наилучших практик. Все это нужно учитывать специалисту по охране труда, ибо от его решений зависит реальное предотвращение реальных травм и заболеваний.

Сложности для организации обучения состоят в том, что ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА подвержено регулирующему воздействию нескольких Регуляторов одновременно! Это Минтруд России, это Минобрнауки России, это все иные регуляторы иных (помимо охраны труда, но тесно с нею связанных) видов безопасности. Здесь приходится исходить из того, что охрана труда – искусство возможного, для чего применять определенные приемы и методы.

Серьезнейшая проблема сегодняшнего дня состоит в том, что становление единой государственной подготовки специалистов по охране труда объективно тормозится общей политикой в области образования, проводимой Минобрнауки России – новая специальность по охране труда не нужна, государственные требования к программам дополнительного образования по охране труда не нужны, обучающие организации самостоятельны в определении программ обучения и т.п.

Обратим внимание, что охрана труда – конституционное право и должна жестко регламентироваться государством! Это истина. И нельзя подготовку специалистов вести в разнобой. Есть профессиональный стандарт «специалиста в области охраны труда», должны быть ФГОС и федеральные государственные требования к профессиональной переподготовке. Еще раз повторим, что нужна жесткая регламентация подготовки специалистов, по крайней мере, не хуже такой, какая действовала до 1 сентября 2013 года. И опять нужны корректировки в ТК РФ и в закон об образовании.

Еще один вопрос. Как готовить специалистов по охране труда – через высшее образование, через профессиональную переподготовку, через повышение квалификации, через должностные обязанности? Или никак не готовить, как это реально происходит с требуемым ТК РФ обучением работодателей - индивидуальных предпринимателей?

Наш ответ этому вызову: нужна преимущественная профессиональная переподготовка специалистов, дополняемая затем повышением квалификации по специальным актуальным (злободневным) вопросам.

Именно этот подход и реализуется с середины 90-х годов ХХ века нами в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

В докладе описан опыт МНОГОУРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИ-РОВАННОЙ подготовки в области охраны труда (более 1000 специалистов по охране труда, проведших профессиональную переподготовку, более 10 000 руководителей и специалистов, более 5 000 иных категорий работников, более 100 семинаров и мастер-классов и т.п.).

В заключении выразим уверенность, что, опираясь все накопленный огромный практический опыт в сфере обучения по охране труда, все достижения теории и методики подготовки взрослых по охране руда и безопасности производства Минтруда России сможет провести и утвердить столь необходимые нормативные правовые акты и методические документы по УНИФИЦИРОВАННОЙ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА!


Назад